Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

 На главную

Форум

Об авторе

четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

·                              определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

·                              прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

·                              выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

·                              реализация на уроке всех дидактических принципов;

·                              создание условий успешного учения учащихся.   

 

                                                   Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1.      Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.      Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.      Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.      Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

·                              соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

·                              определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

·                              планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

·                              учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

·                              соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.      Особенности самоорганизации учителя:

·                              подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

·                              рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

·                              педагогический такт (случаи проявления);

·                              психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.      Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

·                              планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

·                              использование установок в форме убеждения, внушения;

·                              планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

·                              использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.      Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

·                              определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

·                              опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

·                              планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

·                              руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

·                              использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.      Закрепление результатов работы:

·                              формирование навыков путем упражнений;

·                              обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.      отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.      возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.      планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.      проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.      дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

Гигиенические требования к уроку:

 

1.      температурный режим;

2.      физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.      освещение;

4.      предупреждение утомления и переутомления;

5.      чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.      своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.      соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.      соответствие классной мебели росту школьника.

 

Требования к технике проведения урока:

 

1.      урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.      темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.      необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.      доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.      по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6.      обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.

 

 

 
 
 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz